Министерство строительства и ЖКХ России выступило в защиту строительных компаний, к которым имеются претензии у участников долевого строительства. Так, замминистра Дмитрий Волков чрезмерную придирчивость покупателей и отказы в приемке квартир назвал потребительским экстремизмом и предложил решать подобные споры с помощью создания четкого перечня критических замечаний к качеству жилья. Тогда судебные претензии смогут применяться лишь при несоответствии квартиры этому перечню, а не техническим документам, на которые покупатели и их юристы опираются в подобных спорах сегодня.
Дмитрий Волков считает, что создание перечня могло бы «выбить почву из-под ног у недобросовестных посредников и юристов», которые устанавливают слишком короткие сроки для устранения дефектов; сразу затевают судебную тяжбу, не обращаясь напрямую с претензиями к застройщикам; переуступают право требования взыскания неустойки; пытаются заработать на неприемке квартир. Кроме того, замглавы Минстроя предлагает определить чёткие требования к экспертным организациям, которые привлекаются в качестве третьих лиц при подобных спорах.
Интересно, что Генпрокуратура и Роспотребнадзор никакого потребительского экстремизма в действиях покупателей жилья не увидели. Так, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков заявил, что средняя компенсация по подобным искам в прошлом году составляла 294 тысячи рублей, это меньше стоимости любой самой дешевой квартиры, в то время как при взыскании неустойки при покупке других товаров, как правило, покупателям возвращают 100 процентов от стоимости товара, а иногда и больше. Кроме того, 95 процентов судебных решений, вынесенных в пользу покупателей, говорят о недоработках строителей и многочисленных нарушениях прав потребителей.
Старший прокурор Генпрокуратуры РФ Алексей Зарецкий отметил, что предлагаемый перечень снизит ответственность застройщиков перед покупателями, следствием чего станет увеличение количества некачественного жилья.